Создание эффективной системы доставки грузов в Арктике

12 Декабря 2017

Арктика всегда была и остается регионом особых интересов Российской Федерации и на сегодняшний день является стратегически важным вектором ее развития.

Т.В.Иванов, заместитель Министра обороны Российской Федерации,
член Президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

От качества транспортно-логистического обеспечения, в первую очередь качества управления грузовыми потоками в Арктике, напрямую зависит решение задач по обеспечению гарантированной доставки войск и грузов, планированию поставок, транспортной безопасности, экономической прозрачности и привлекательности условий для государственных заказчиков.

Обустройство военной инфраструктуры в этом регионе идет в соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности страны на период до 2020 г., утвержденной Президентом Российской Федерации четыре года назад.

Строительство военной инфраструктуры ведется на обширной территории – от Кольского полуострова до Чукотки. Так, на острове Земля Александры сейчас завершается возведение более 73 объектов технической позиции, административно-жилой, складской, и парковой зон, а также аэродрома Нагурское. На нем продолжаются работы по строительству взлетно-посадочной полосы и других объектов, необходимых для функционирования аэродрома. После завершения модернизации аэродром Нагурское сможет круглогодично принимать большинство типов транспортных воздушных судов.

Параллельно на острове Земля Александры завершено строительство административно-жилого комплекса «Арктический трилистник» – единственного в мире объекта на 80-м градусе северной широты. В поселке Рогачево архипелага Новая Земля в интересах Минобороны России осуществляется строительство технических позиций, социальной инфраструктуры и аэродрома, реконструкцию которого запланировано завершить до конца 2018 г. На мысе Шмидта и острове Врангеля до конца года планируют сдать более 30 объектов военной и социальной инфраструктуры.

Ряд объектов строится и на острове Средний архипелага Северная Земля.

В рамках комплексного плана Минобороны России по развитию возможностей группировок войск в Арктической зоне до 2020 г., в частности, предусмотрены мероприятия по строительству нового причала для погрузки и выгрузки материальных средств и техники в поселке Белушья Губа на Новой Земле.

Для развернутой группировки российских войск на острове Котельный архипелага Новосибирские острова до конца 2017 г. будет построено около 13 объектов военной и социальной инфраструктуры.

На этапе подготовительных работ находится создание в Арктической зоне постоянно действующих аэродромов — Тикси, Анадырь, Воркута, Темп (остров Котельный) и Рогачево. Работы происходят круглогодично, в тяжелых климатических и геологических условиях.

Впервые в истории современной России в таких масштабах ведутся работы в условиях Крайнего Севера. Хотелось бы отметить, что абсолютно все строительные материалы и технику для возведения военных баз в Арктике завозят с материка.

Основной задачей системы военной логистики в Арктике является доставка пассажиров и грузов, в том числе строительных бригад, строительных и горюче-смазочных материалов, специальной техники, продуктов питания, медикаментов, экипировки, обмундирования и другого имущества.

Успешным примером реализации транспортно-логистического обеспечения и комплексного подхода Минобороны России к управлению перевозками в Арктике является деятельность ООО «Оборонлогистика», которое специализируется на оказании полного спектра транспортно-логистических услуг, связанных с доставкой грузов военного и гражданского назначения (в том числе опасных и негабаритных) морским, воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом (включая мультимодальные перевозки).

В целях упорядочения системы транспортного обеспечения Минобороны России в Арктической и Курильской островной зонах Президент Российской Федерации в 2016 году дал соответствующее поручение, которым предусмотрено создание единого транспортно-логистического оператора, а также формирование единой тарифной политики.

Поручение Президента России было реализовано решением Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 27 июля 2016 г., в рамках которого разработана и в июле 2017 г. Министром обороны Российской Федерации утверждена Концепция транспортного обеспечения в Арктической и Курильской островной зонах, основной частью которой является Единая система ценообразования на транспортные услуги в указанных зонах. Общество «Оборонлогистика» в соответствии распоряжением Правительства Российской Федерации в июне 2017 г. определено единым поставщиком транспортных услуг для Минобороны России на 2017-2018 гг. по доставке грузов в Арктическую и Курильскую островную зоны Российской Федерации.

В настоящее время силами компании «Оборонлогистика» создается Центр управления морскими операциями в Арктической зоне России. С учетом того, что опорным регионом в Арктической зоне России выступает Архангельская область, выносной элемент Центра будет базироваться в Архангельске и решать комплекс двух взаимосвязанных задач – создание системы управления грузовыми потоками и провозными мощностями.

В настоящее время апробируется программное обеспечение ситуацион­но-логистического центра в Москве, не имеющее аналогов в Российской Федерации.

Кроме того, Минобороны России в лице компании «Оборонлогистика» совместно с Правительством Архангельской области воплощает в жизнь проект развития авиасообщения между Архангельском (аэропорт Талаги) и Новой Землей (аэродром Рогачево).

С октября 2017 г. компания начала выполнение пассажирских и грузовых чартерных авиационных рейсов по указанному маршруту. Основными целями при осуществлении полетов по данному маршруту являются поддержание и развитие муниципального образования юродского округа «Новая Земля» и бесперебойное транспортное, грузовое и почтовое обеспечение жителей архипелага на основе экономически обоснованных тарифов.

Таким образом, Минобороны России ставит перед собой цель в сжатые сроки получить конкретные практические результаты, а именно – добиться ощутимого уменьшения расходов на доставку грузов в Арктике и повысить качество управления транспортно-логистическими процессами.

Что касается подхода к арктической логистике в более широком охвате, чем ведомственные интересы Минобороны России, то создание эффективной системы доставки грузов в Арктическую зону должно быть направлено на повышение экономической эффективности транспортно-логистических процессов в целом, что станет основой формирования национальной транспортной инфраструктуры и будет способствовать росту объема перевозок в интересах всех.