Сделать логистику цивилизованной: на "Армии-2018" подписали хартию военных перевозчиков

23 Августа 2018
IMG_4905-2.jpgТема: ВПК, Говорят Первые Лица, Форум Армия

Направления совершенствования системы перевозок продукции военного назначения по гособоронзаказу и при экспортных поставках обсудили на форуме "Армия". Круглый стол на эту тему во второй день работы выставки провела "Оборонлогистика". Его участники подписали хартию перевозчиков военных грузов, которая должна помочь предприятиям ВПК перевести логистику на аутсорсинг.

"Мы много говорим о производстве, завоевании новых рынков, но крайне мало внимания уделяем логистической поддержке этой деятельности", - такими словами открыл дискуссию модератор круглого стола - глава "INFOLine - Аналитика" Михаил Бурмистров.

Генеральный директор "Оборонлогистики" Антон Филатов предложил использовать в военных перевозках модель, "обкатанную" в российском строительстве. Речь идет о саморегулирующихся организациях. "В нашей отрасли такого механизма нет, но никто не мешает нам самим взять на себя дополнительные обязательства. Сформировать правила, которых мы сами будем придерживаться и которые будем объяснять заказчикам. Это должно дать качественный скачок качества услуг", - предложил Филатов.

По данным главы компании, до 20% российского ВВП "съедает" логистика. Для сравнения, даже Китай тратит на транспортные расходы 16% ВВП. В США и европейских государствах этот показатель еще ниже.

В "Оборонлогистике" признают проблемы рынка военных грузоперевозок. "Сейчас мы видим множество перевозчиков, которые не придерживаются никаких правил, демпингуют, передают заказы сторонним исполнителям", - сообщил Антон Филатов, уточнив, что такая ситуация складывается из-за выбора поставщика услуг только по цене. Он подчеркнул, что "Оборонлогистика" продолжит содействовать системному повышению качества логистики и снижению издержек для предприятий ВПК.

Саморегулирование рынка может также произойти в процессе перехода российской оборонки от поставок продукции к исполнению контрактов жизненного цикла. Сейчас на этом пути находится Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). С 1 сентября 2018 года ОАК совместно с "Оборонлогистикой" начнет переводить логистические услуги на аутсорсинг в рамках обеспечения жизненного цикла военной авиации.

"Первый этап - обеспечить перевозку от производителя до складов ВКС. Далее потребуется доставка до аэродромов, транспортировка на ремонт и обратно. Это очень серьезная и кропотливая задача. Мы сталкиваемся с бюрократическими проблемами при взаимодействии с Минобороны", - сообщил на круглом столе представитель ОАК Сергей Комасько.

В России аутсорсинг логистики пока не получил широкого развития в том числе из-за недоверия к поставщикам и консерватизма заказчиков, считает Александр Ленцов из "Оборонлогистики". Он привел статистику: доля аутсорсинга логистических услуг в РФ составляет всего 25%, в США - 65%, в Китае - 45%.

Существенная доля перевозок продукции военного назначения сегодня проводится по железной дороге. О тенденциях и проблемах при использовании этого вида транспорта на круглом столе рассказал генеральный директор Центра Железнодорожных Технологий Негабарит (ЦЖТН) Александр Комиссаров. Он начал свое выступление с обозначения причин срыва гособоронзаказа при организации логистики. Например, несвоевременное размещение заказа на грузоперевозку ставит даже квалифицированного подрядчика в авральный режим. А отказ от выполнения услуг исполнителем и поиск нового могут привести к существенным сдвигам сроков поставки.

Среди основных рисков при перевозке грузов военного назначения Комиссаров обозначил опасность утраты изделий, которые изготавливались от 1 до 10 лет, на последнем этапе, повреждение груза при невозможности оперативного ремонта и перевыпуска, а также сложность компенсации ущерба в случае заключения контракта с незастраховавшим свою ответственность перевозчиком.

Итоговая стоимость логистических услуг, по мнению эксперта, возрастает из-за переплаты за срочность, невозможности подтвердить затраты при работе со спецсчетами, а также отсутствие учета цены перевозки в контракте с Минобороны.

Александр Комиссаров согласился с главой "Оборонлогистики" в том, что основная причина логистических проблем ВПК состоит в выборе подрядчика только по стоимости услуг. Также он считает, что к грузоперевозкам - финальному этапу исполнения контракта на поставку продукции военного назначения - на предприятиях относятся по остаточному принципу.

"Военная приемка проверяет все: конструкторскую документацию, организацию производства, используемые материалы, качество сервисного обслуживания. Все, кроме логистики. Минобороны самоустранилось от этого вопроса. Бесполезно пристально следить за всем циклом, а в самом конце "отпускать" контроль", - завершил выступление глава ЦЖТН.

Участники круглого стола подписали "Хартию ответственных логистических операторов перевозок продукции военного и специального назначения", содержащую свод принципов и рекомендуемых правил саморегулирования логистической отрасли при исполнении ГОЗ и ВТС. Учредители и участники хартии разработают критерии отбора квалифицированных перевозчиков военной продукции, сформируют отраслевые механизмы оптимизации издержек и страхования рисков без снижения качества услуг. По предложению Росгвардии, одним из критериев отбора станет обеспечение профессиональной охраны военных грузов.

Международный военно-технический форум "Армия-2018" проходит с 21 по 26 августа в подмосковном конгрессно-выставочном центре "Патриот", а также на полигоне Алабино и аэродроме Кубинка. По информации Минобороны РФ, только за первый день работы форума его посетили 102 иностранные делегации и более 40 тысяч представителей оборонных предприятий. Все новости о проходящих в рамках выставки мероприятиях редакция Mil.Press публикует в тематическом разделе "Форум Армия".

Источник: Военное.рф